История конного туризма и конных путешествий
Оговоримся сразу, написать полную историю развития конного туризма и конных путешествий, скорее всего, не получиться, так как лошадь живет и помогает человеку уже более 6000 лет. Поиск и исследование значимых конных путешествий и экспедиций основаны на поиске публикаций в библиотеках по всему миру большим количеством конных путешественников и любителей конного туризма. Большой вклад в поиске и систематизации информации внесли Кухуллен О'Рейли, Баша О'Релли, Геннадий Сёмин, Наталья Цыплакова и многие другие. Мы будем благодарны новым любителям конной истории, которые присоединятся к нашему исследованию.
О некоторых принципах
Конным путешествием, походом, экспедицией, достойным войти в данный раздел, мы считаем организованный маршрут с использованием лошадей, не связанный с военными действиями и торговлей. Исследовательские экспедиции могут войти в историю, если они задокументированы и в них использовали лошадей, верхом или в упряжке. В ходе развития конного туризма во времена СССР, считаем необходимым включить в историю развития конного туризма плановые (коммерческие) конные маршруты, которые оказали большое влияние на развитие конного туризма в дальнейшем.
С чего началось исследование
Большинство людей в мире, когда их спрашиваешь о конной культуре и конных путешествиях, вспоминают о ковбоях и гаучо, и лишь немногие связывают историю конных путешествий с Россией, которая сыграла значимую роль в истории. Специальное исследование документирует удивительные и опасные путешествия, совершенные конными путешественниками за последние 300 лет.
Принято считать, что массовые увлечения конными путешествиями началось с четырёх всадников, конные путешествия которых сподвигли многих любителей сесть на лошадь и отправиться в конный поход.
Дмитрий ПЕШКОВ >> | Роджер ПОКОК >> | Ясумаса ФУКУСИМА | Эме ЧИФФЕЛИ >> |
* -Здесь и далее нажмите на изображение, чтобы его увеличить
В записках или интервью большинства конных путешественников есть ссылки именно на этих четырёх всадников. Однако, они не были первыми. Более глубокое исследование показало, что и раньше и в тоже время были совершены не менее значимые походы.
Конные путешествия и экспедиции в России
Мы не можем рассказать о большинстве конных путешествий потому, что они были затеряны во времени или нам, на сегодня, не удалось найти их описания. Однако, этот материал постоянно пополняется, и мы надеемся в последствии собрать достоверную информацию об истории конного туризма и путешествий.
В 1719 году русское посольство под руководством капитана Преображенского полка Льва Васильевича ИЗМАЙЛОВА совершило конное путешествие из Казани в Пекин. Об этой экспедиции стало известно из записок шотландского врача доктора Джона БЕЛЛА, для которого это было второе путешествие с российским посольством. Посольство состояло из 90 человек и продлилось два года. Подробнее о посольстве 1719-1720 гг и их маршруте >>>
Сэр Роберт Кер ПОРТЕР - шотландский художник, путешественник, писатель и дипломат, продолжительное время живший и работавший в России, совершил несколько путешествий по Финляндии, Швеции и Южной Америке. В августе 1817 года он отправился из Санкт-Петербурга в конное путешествие, которое привело его через Кавказ в Тегеран, а затем на юг через Испаган к месту древнего города. Персеполис, где он сделал рисунки и переписал ряд клинописных надписей. Побывав в Ширазе, он вернулся в Испахан и проследовал в Экбатану и Багдад, а затем, следовал маршрутом Ксенофонтс Катабасис, к Скутари. Он был первым, кто обнаружил мавзолей Кира Великого в Пасаргады возле Шираз. Сэр Роберт Кер Портер опубликовал отчет о своем путешествии в двухтомном издании "Путешествие по Грузии, Персии, Армении, Древней Вавилонии 1817–1820 гг." («Travels in Greorgia, Persia, Armenia, Ancient Babylonia, 1817—1820»). Подробнее о конном путешествии Роберта Кер Портера >>>
Удивительное конное путешествие из Шанхая в Москву с 1860 по 1862 года совершила влюблённая пара Катерина (до замужества Кэтрин Фанни Маклауд) и Филипп де БУРБУЛОН, которые решили вернуться из Китая во Францию конным маршрутом, проехав верхом около 12000 км. После возвращения в Европу Катерина опубликовала свои дневниковые записи, которые она вела во время путешествия по Монголии и России. Книга "Кавалер Азии - От Шань-хая до Москвы, 1860-1862 гг." (“L'Asie cavalière - De Shang-haï à Moscou, 1860-1862”) составлена из серии журнальных статей на французском языке. Кэтрин Маклеод де Бурбулон умерла вскоре после возвращения в Европу. Ей было всего 38 лет. Большая часть ее захватывающей истории и описание Сибири были позже заимствованы Жюль Верном для его знаменитого романа “Михаил Строгов”.
Русский географ и геолог Пётр Алексеевич КРОПОТКИН посвятил свои молодые годы научной деятельности, изучению обширных пространств Восточной Сибири. Он собрал большой материал по географии и геологии гор Восточного Саяна, Ленского золотоносного района, Забайкалья, Амура и соседней части Манчжурии. Летом 1864 года ему предложили возглавить конную экспедицию, которая должна была найти прямой сухопутный путь от р. Аргуни в г. Благовещенск через хребет Большой Хинган в Манчжурии. Пётр Алексеевич Кропоткин обнаружил, что через Большой Хинган идет колесная дорога, собрал сведения о рельефе и природе местности, а также открыл между Мергенем и р. Амуром целую область молодых вулканов. В 1865 году в поисках следов деятельности древних ледников, он совершил путешествие вглубь высокого хребта Восточного Саяна. Он выполнил его в сопровождении одного только казака с самым скудным снаряжением, не имея даже палатки, и ночуя под открытым небом. В 1866 году Кропоткин совершил большое путешествие с Ленских приисков в г. Читу на средства золотопромышленников, заинтересованных в открытии кратчайшего пути по суше для прогона скота на прииски. Гористая местность, отделявшая прииски и р. Витим от г. Читы, почти на всем протяжении была неизвестна и считалась трудно проходимой. Подробнее об экспедиций Петра Алексеевича Кропоткина >>>
В 1873 году американский военный деятель, журналист Януарий МАК-ГАХАН (Januarius MacGahan) узнав, что Россия собирается вторгнуться в Хивинское ханство в Средней Азии, верхом пересёк пустыню Кызыл-Кум и стал свидетелем сдачи города Хивы русской армии. Он проехал из российского форта Перовский через пустыню Кызыл-Кум в Адам-Курулган. Своё конное путешествие Мак-Гахан описал в книге "Поход на Оксус и падение Хивы" (1874). Читать книгу >>>
Анри МОЗЕР (Henri Moser) - рожденный в Санкт-Петербурге потомок знаменитого швейцарского часового мастера, оставив фамильный бизнес, в 1882 году отправился в конное путешествие в Среднюю Азию посетив Оренбург, Самарканд, Бухару и Хиву, добрался до Тегерана, пересек Кавказские горы и, наконец, появился в Стамбуле в 1883 году.
Подробнее о конном путешествии Анри Мозера читайте здесь >>>
В начале 1886 года французский исследователь Пьер Габриэль Эдуард БОНВАЛО (Gabriel Bonvalot) верхом на лошади преодолел расстояние от Ташкента до границы Афганистана. А в 1887 году по пути в Кашмир он пересек Алтай, Памир и Гиндукушские горы – и снова на лошади! Но эти путешествия были просто разминкой по сравнению с теми, которые ожидали его впереди. В 1889 году Габриэль Бонвало вместе с принцем Анри Орлеанским (Henri d'Orléans) совершил путешествие от Парижа до Тонкина, расположенного во французском Индокитае. Добравшись до Сибири, французы сели на лошадей и отправились в Тибет. Трудно представить, как им удалось зимой проехать через тибетские равнины и Гималаи. Было так холодно, что ртуть в термометре застывала, вынуждая сибирских компаньонов путешественников просить их вернуться назад, но Бонвало и принц не сдались и завершили свой путь.
16 апреля 1889 года корнет 26-ого драгунского Бугского полка Михаил Васильевич АСЕЕВ во время своего отпуска совершил конное путешествие (пробег) из города Лубны (Полтавская губерния) в Париж. Поводом для этого конного путешествия стал спор с товарищами о качествах русской фронтовой (офицерской) лошади. В попутчики он взял двух лошадей: "Влагу" семилетняя строевая, ремонтная лошадь новороссийской породы и "Диану" собственную, пятилетнюю лошадь англо-донской породы. Его маршрут пролегал через Киев, Новоград-Волынский, Львов, Краков, Троппау, северная часть Богемии и Баварии, Дармштадт, Трир, Люксембург, Лонгви, Монмеди, Реймс и Париж. Всадник за 33 дня проехал 2447 верст (2610,5 км). Вечером 19 мая 1889 года Ассеев въехал в Париж. Лошади оказались бодрыми и свежими. Диана и Влага были представлены на IV Всемирной выставке, а всадник стал ее участником. Подробнее о путешествии Михаила Васильевича Асеева читайте здесь >>>
7 ноября 1889 года сотник Амурского казачьего войска, Дмитрий Николаевич Пешков, начал своё одиночное конное путешествие из Благовещенска в Санкт-Петербург. В путь он направился на лошади монгольской породы по кличке Серый (в иностранных источниках "Серко"). Рост коня в холке был всего 133,5 см. Дмитрий Пешков доказал, что пересечь Сибирь зимой при критических морозах на лошади – возможно. 19 мая 1890 года, после нескольких увлекательных приключений, Пешков и Серко прибыли в Царский дворец в Санкт-Петербурге, пройдя за 193 дня 8283 версты (8836,2 км) при температурах, иногда достигавших ниже -40°С! За этот подвиг Дмитрий Николаевич Пешков был принят Императором, который подарил ему коня. Серый же был помещен в Пенсионерскую конюшню в Царском селе на полный пансион, где после смерти и был захоронен. Подробнее о путешествии Дмитрия Николаевича Пешкова читайте здесь >>>
Ещё Дмитрий Пешков не закончил своё путешествие, а уже он смог побудить американского журналиста и путешественника Томаса Стивенса, который по заданию редакции газеты "Мир Нью-Йорка" («New York World») приехал в Санкт-Петербург написать статью о тяжелой жизни в Российской Империи. Встретившись в посёлке Чудово с Дмитрием Пешковым, Томас решил, что из Москвы в Севастополь он поедет непременно на лошади и только так он сможет изучить настоящую Россию. Утром 30 июня 1890 года, предварительно купив лошадь по кличке "Техас" он проехал верхом 1770 км из Москвы до Севастополя за 42 дня. Подробнее о конном путешествии Томаса Стивенса из Москвы в Севастополь читайте здесь >>>.
...
Продолжение уже скоро
1890 год Томас Стивенс
1895 год Александр Николаевич Кенике
11 февраля 1892 года барон Ясумаса Фукусима
1910-1914 г.г. Александра Георгиевна Кудашева
1925 год Эме Чиффели
ОБ АРКТ НЦКТ | О КОННОМ ТУРИЗМЕ | КОННЫЕ МАРШРУТЫ, ПОХОДЫ, ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИСТАНЦИИ КОННЫЕ - TREC | РАБОЧАЯ ВЫЕЗДКА | КОННЫЙ СКИДЖОРИНГ | КОНТАКТЫ
Кодекс этичного поведения по отношению к лошади в конном туризме
Инструкция по технике безопасности при общении с лошадью и верховой езде
История конного туризма